Китайская компания Xiaomi – третий по величине производитель смартфонов в мире – стремительно продвигается вперед в автопроизводстве. Xiaomi уже заявила, что потратит 10 миллиардов долларов в течение следующих десяти лет, чтобы построить производство электромобилей, с первоначальными инвестициями в размере около 1,5 миллиарда долларов. Однако в большой новости есть несколько нюансов.
Будучи новичком в автомобилестроении, Xiaomi, скорее всего, будет искать внешнего партнера для управления производством, в то время как сама компания сфокусируется на вопросах дизайна и проектировании.
Гигант поисковых систем Baidu уже занимается чем-то подобным: он объединился с Zhejiang Geely Holding Group, материнской компанией Volvo Cars, для производства электромобилей. Apple в прошлом году тоже искала партнеров для производства автомобилей, хотя переговоры с Hyundai Motors пока что закончились провалом.
Производство электромобилей явно находится на первом месте в повестке дня Xiaomi: лично следить за тем, что, по его словам, является “последним крупным предпринимательским проектом в его жизни, будет главный исполнительный директор и основатель компании Лэй Цзюнь.
Учитывая опыт Xiaomi, можно предположить, что электромобили будут напоминать огромные смартфоны. Если машины станут чем-то вроде комбинации программного и аппаратного обеспечения, технологические компании получат преимущество на автомобильном рынке. Полностью беспилотные автомобили – священный Грааль этой эволюции, хотя, вероятно, в полном объеме в ближайшие несколько лет они не появятся.
Эта – на первый взгляд – абсолютная авантюра на самом деле выглядит как нечто вполне осуществимое для Xiaomi.
По данным Morgan Stanley, среднегодовые инвестиции в размере 1 миллиард долларов аналогичны ранней стадии других стартапов по производству электромобилей. Расходы составляют лишь около трети годового оборота компании. Xiaomi при этом все еще занимает сильную позицию в своем основном бизнесе: в конце 2020 года она была третьим по величине производителем смартфонов в мире.
Если Xiaomi передаст производство на аутсорсинг, то она сможет направить часть инвестиций на исследования и разработки, а не только на строительство заводов. Возможно, компания готова учиться на ошибках конкурентов: например, Tesla, владеющая собственными заводами, в прошлом году потратила на них 3,2 миллиарда долларов.
При всех положительных факторах, стоит помнить, что Xiaomi пытается ворваться в борьбу за господство в уже сформировавшейся нише, не имея в ней никакого опыта.
Да, компания стала известным брендом, благодаря производству доступных, но достойных продуктов, от очистителей воздуха до рисоварок, но создание автомобиля – для многих более сложная и взвешенная покупка. Продажа и послепродажное обслуживание также сильно отличаются от продажи смартфонов.