Хакеры, пандемия, ограничения, сбои в поставках, дефицит материалов — последние 2 года можно назвать какими угодно, но не “стабильными”. Вот несколько правил, которые помогут выжить в ситуации, когда обстоятельства играют против вас.
Диверсификация цепочки поставок
Если ваши фирменные элементы упаковки производятся в Германии, сам товар — в Подмосковье, а большинство клиентов покупают все в США и Канаде через сторонний сервис – время задуматься, где в этой цепочке слабое звено. Каждый из критически важных партнеров может оказаться отрезан от вас в любой момент.
Чтобы не потерять всю схему из-за провала на одном из этапов, необходимо диверсифицировать производственную базу и цепочки поставок. Вместо одного поставщика – как минимум обзаведитесь контактами еще трех, которые смогут “если что” перехватить объемы.
Расширение маркетинга
До пандемии многие полагались на цифровой маркетинг как на основной катализатор роста. Но когда ударил COVID, у людей появилось стало гораздо меньше времени на просмотр детских фотографий дальних родственников в Facebook. Возможно есть смысл переключить фокус на традиционные телевизионные новости, или искать новые подходы к продвижению. Кризис показал, что необходимо постоянно держать свои каналы продвижения в балансе между развивающимися и традиционными методами.
Поиск виртуальных решений
Когда оффлайн-магазины бренда женской одежды и белья Knix закрылись, компания запустила виртуальную примерку. Первая же “полностью цифровая” распродажа виртуального склада принесла бренду 2 миллиона долларов за 20 минут. Сейчас в рамках работы программы на полную мощность получается более 1500 примерок в месяц, и по заявлениям компании — сервис будет расширяться, несмотря на возвращение магазинов.
С помощью “вынужденных” цифровых решений можно охватить гораздо большую аудиторию, чем в стабильные времена до пандемии — главное найти доступный аудитории инструмент.
Поддержка коллектива
Ваш бизнес ровно настолько здоров, силен и способен на конкурентную борьбу, насколько сильны и готовы к этой борьбе ваши сотрудники. С изможденной, страдающей от задержек зарплаты командой ваши шансы пережить изменения гораздо ниже. Либо ваших лучших людей переманят к себе конкуренты, либо вы просто потеряете тонус и проиграете борьбу за рынок.
Чтобы выйти из турбулентности с теми же позициями, что были до нее, а то и лучше — инвестируйте в собственную команду. Дополнительные меры поддержки, финансовой или любой другой, в конечном итоге дадут большее ускорение бизнесу, чем любые вложения в маркетинг. Как минимум — ваша команда будет знать, что она в безопасности и должна стремиться вперед, пока их “коллеги” из других предприятий живут в страхе перед увольнением и думают не о своих задачах, а о том, как вовремя уйти с минимальными потерями.
Подходить к трудностям с позиции “затянуть пояса”, “ужаться” или “пережить” — это самая логичная и простая, но и самая недальновидная реакция. Именно так — скорее всего — поступят многие ваши конкуренты. Чтобы обойти их и получить еще большую долю рынка, вам необходимо действовать по-другому.