Технологии, прежде всего, создают монополии. Интернет способствует превращению любой отрасли в игру, где победитель получает все, а длинный хвост вторичных компаний тянется за номером один.
Можно мечтать сколько угодно, но стать Google в своей отрасли невероятно трудно, а выжить, когда свой Google в ней уже есть, ещё сложнее.
Тем не менее, все любят притчу про Давида и Голиафа. Условные Facebook и Amazon регулярно попадают в негативные новостные заголовки, а их клиентам постоянно напоминают, что можно поддержать вместо них коллективного Давида – маленькие растущие компании.
Тысячелетний сюжет может убедить потребителей поменять свои привычки исключительно с помощью брендинга и сторителлинга. Вот три совета, как сделать ваш бизнес прибыльным даже в отрасли, где уже есть свой Голиаф.
1. Будьте гибкими там, где другие не могут
У маленьких компаний есть преимущество, которого нет у мегакорпораций, и его принцип похож на дзюдо: использовать вес противника против него же.
В физических отраслях, где еще не все полностью оцифровано, гибкие предложения, новые методы производства и креативный маркетинг могут быть особенно эффективны.
Крупные компании неповоротливы и слишком велики, чтобы рисковать или в корне менять свой отработанный механизм. Что могло измениться за то время, которое они потратили на свое развитие? На каких производителей или поставщиков они слишком плотно опираются, чтобы отказаться в пользу более выгодных или технологичных решений?
Ищите для своего бизнеса неординарные и высокорисковые решения, которые ваши гигантские конкуренты или монополисты просто не могут себе позволить.
2. Решите уникальную задачу
Монополии создают проблемы, и для потребителей в том числе. Некоторые и вовсе считают, что они создают больше проблем, чем предлагают решений. Какова бы ни была ваша отрасль, есть шанс, что кто-то будет недоволен текущим сервисом, чувствуя себя в безвыходной ситуации.
Во введении к этой статье мы говорили про Google и то, как вы дважды подумаете, прежде чем идти против него. Однако есть примеры, когда даже на противопоставлении себя такому неоспоримому лидеру можно построить успешный бизнес.
DuckDuckGo – это уникальное решение проблемы, созданной монополией: Заметив вторжение Google в частную жизнь пользователей и свою монополию на информацию, DuckDuckGo решил создать конфиденциальное, зашифрованное и не оставляющее цифровых следов решение.
Знаете ли вы каких-нибудь закоренелых фанатов Google? Их не так уж много, по крайней мере теперь. Но держу пари, вы сможете найти людей, которые преданы DuckDuckGo.
В настоящее время аналогичные изменения происходят и в других онлайн-секторах. В ответ на запрет писать в Twitter, к примеру, бывший президент Трамп объявил, что работает над совершенно новым типом социальной сети для обеспечения свободы слова.
Да, вы не Дональд Трамп и возможностей бывшего президента США у вас, скорее всего, нет. Однако решая уникальную проблему — иногда ту, которая вызвана вашим конкурирующим гигантом, — вы тоже можете решить чьи-то потребности и заставить их вас полюбить.
3. Будьте первопроходцем, но не привязывайтесь к географии
Главная разницу между большими городами и маленькими заключается в том, что в первых можно встретить практически любой мыслимый тип людей, а во вторых – едва ли.
Например, в небольшом поселке городского типа в сибирской глуши, скорее всего, нет местных фанатов аниме “Юрий на льду”. Возможно, там про него даже не слышали, а если бы и слышали – оно бы им не понравилось. При этом в городах с населением больше миллиона вы такие группы наверняка найдете, хотя подавляющее большинство населения все равно скажет “что это?”.
Благодаря постоянному развитию технологий, бизнес больше не зависит от своего географического положения. Вам больше не нужно быть “там”, чтобы найти клиентов. Интернет – это самый большой город, который только можно себе представить.
Конечно, ведение бизнеса в Интернете больше не считается чем-то инновационным. Тем не менее, существует масса новых технологий, которые могут помочь вам отделить бизнес от конкурентов.
Одной из таких технологий является виртуальная реальность. За последние два года индустрия виртуальной реальности значительно продвинулась вперед, в основном благодаря доступным, но высокотехнологичным гарнитурам, таким как Oculus Quest.
От виртуальных туров и испытаний до виртуальных встреч, образования или даже терапии. VR-технология может предложить гораздо больше, чем многие могут себе представить.
Еще одной интересной технологической возможностью является блокчейн. Помимо того, что эта технология обеспечивает основу для криптовалют, она предлагает множество интересных вариантов использования, от хранения файлов на основе блокчейна до транзакций на основе смарт-контрактов и децентрализованного управления.
Как вы думаете, сколько встреч совета директоров, совещаний по риск-менеджменту и лоббистских встреч в кабинетах высшего руководства должно пройти, чтобы Facebook или Google смогли в полном объеме интегрировать блокчейн в свой бизнес? И насколько проще это сделать вам?
Какой должен быть вывод?
Единого универсального решения, как водится, не существует, но монополия, с которой вы столкнулись, на самом деле только кажется такой уж страшной.
Да, они большие. И да, они заведомо вас ненавидят. Но не все хотят одного и того же, и ни один бизнес не может угодить всем. Соревнуйтесь и даже не сомневайтесь, что у вас есть шансы. Стартуя первым, будучи уникальным и оставаясь гибким, вы найдете клиентов, которые захотят перейти на вашу сторону.