На сегодняшний день, шахматы представляют собой классическую настольную игру для двоих, правила которой известны многим еще с детства. У каждого игрока под контролем находится армия из различных фигур, а все что нужно для победы – это захватить вражеского короля.
И хоть игра, казалось бы, остается неизменной из поколения в поколение, так было не всегда.
В самых ранних версиях шахмат только конь, ладья, и король перемещались по современным стандартам.
Слоны не могли ходить по диагонали на любое число полей, а пешки даже из исходного положения, перемещались исключительно на одно поле вперед. Партии часто затягивались, а от начала игры до каких-либо значимых взаимодействий фигур уходило заметно больше времени.
Слон и ферзь 2.1.1
Текущие версии слона и ферзя – ключевые элементы давления по всей шахматной доске, без которых сложно представить попытки загнать короля в угол. Однако раньше они были намного слабее. Слон умел “прыгать” всего на две клетки, а ферзь мог перемещаться лишь на одно поле по диагонали. Фигуры просуществовали в таком виде до конца 15 века, после чего их “обновленная” версия стала нормой и по сегодняшний день.
Также, незадолго до изменений, было введено правило превращения пешки в другую фигуру по достижении последней горизонтали. Изначально, пешка имела возможность превратиться исключительно в ферзя, но благодаря популярности шахмат с обновленной и сильной версией фигуры, пешки вскоре смогли превращаться в любую фигуру, за исключением нового ферзя.
Позже, в 1700-х, правило сделали более строгим, позволяя пешке превращаться только в одну из уже побежденных фигур. Но уже в 1800-х оно вновь подверглось изменениям, на этот раз делая правило таким, каким мы знаем его сегодня – пешка может стать любой фигурой, в том числе и ферзем.
200 лет рокировки – и все равно ничья
Ход, при котором король меняется местом с ладьей, начал пользоваться популярностью только в 17 веке. Сам концепт о второстепенном перемещении короля появился в игре в 15 веке, и на тот момент назывался “прыжком короля”. Один раз за игру, королю разрешалось “прыгнуть” на две клетки, при этом шах отнимал возможность такого прыжка до конца игры.
В прошлом также было куда больше способов выйти победителем в шахматной партии. Например, помимо мата и ситуаций, в которых один из игроков сдается, победа присваивалась как за захват всех фигур противника(не включая короля), так и за пат – положение в партии, при котором ходящая сторона не может сделать ход по правилам.
По мере развития игры и правил, пат продолжал быть самой проблемной и спорной частью исхода партии.
В наши дни, пат – это ничья. Но до 1800-х, такое положение в партии считалось победой для уступающего по фигурам игрока. Подобные правила менялись от региона к региону. Любому игроку, победившему таким путем в соревновательном матче, присваивалась только половина от выигранной им суммы.
Преимущество белой стороны
С самого появления соревновательных шахмат специалисты говорили, что шансы на победу белой стороны примерно на 5 процентов больше из-за права первого хода.
В то время как белая сторона может отыграть сильный дебют и сохранить инициативу, черная сторона вынуждена играть от защиты и искать способ помешать сопернику, либо сражаться за ничью.
Со временем, многие профессиональные игроки начали сходиться во мнении, что в идеальных условиях, белая сторона всегда выходит победителем.
Способ победить фигуру соперника можно всегда найти играя от нападения, но не от исключительной защиты.
И эта проблема не зря существует уже на протяжении нескольких веков. Весьма сложно придумать решение, которое дало бы обеим сторонам по-настоящему равные шансы на победу.
Хоть статистика и показывает, что преимущество лежит на стороне атаки – это лишь идеальная теория. Конечно, имея бесконечное количество времени, профессиональный игрок рано или поздно сможет выявить самый оптимальный ход. К счастью, большинство соревновательных матчей проходят с участием шахматных часов.
В наши дни, большинство изменений, или “патчей”, направлены как раз на контроль времени посредством часов, и то, как игроки и судьи должны вести себя во время игры.
Соревновательные шахматы существуют исключительно благодаря человеческому фактору. Если бы люди каждый раз делали идеальные ходы, любая партия бы начиналась и заканчивалась одинаково. Благодаря ему же – шахматы меняются.