Connect with us

Hi, what are you looking for?

Технологии

Как темные паттерны на сайтах заставляют вас сказать “Да”

Дизайн может управлять вашими решениями и заставлять вас делать то, что хотят веб-сайты. На простой трюк с цветами опираются крупнейшие сайты и приложения, и им нельзя запретить это делать.

Если вы пользуетесь Instagram, возможно, вы недавно видели всплывающее окно с вопросом, хотите ли вы, чтобы служба «использовала вашу активность в приложениях и действия на веб-сайте» для «повышения качества рекламы».

Внизу есть два поля: в немного более темном оттенке черного, чем фон всплывающего окна, вы можете выбрать «Сделать рекламу менее персонализированной». Ярко-синее поле побуждает пользователей «сделать рекламу более персонализированной».

Это пример так называемого “темного паттерна”: дизайна, который манипулирует пользователями, чтобы они сделали определенный выбор.

На одной игре с цветами при этом все не заканчивается. Дальше приложение начинает крайне аккуратно подбирать слова:

Instagram использует такие термины, как «активность» и «персонализированный» вместо «отслеживание» и «таргетинг», поэтому пользователь может не осознавать, на что он фактически дает разрешение.

Большинство людей не хотят, чтобы Instagram и Facebook знали обо всем, что они делают. Однако «повышение качества» – это хорошо, поэтому Instagram предлагает пользователям выбрать более заметный и привлекательный вариант, чем тот, которого они надеются избежать.

В настоящее борьба с такими уловками только начинается, но это вполне может привести к созданию новых законов о защите прав потребителей. Последние поправки в закон штата Вашингтон о конфиденциальности уже включают в себя положение о “темных паттернах” с их подробным описанием.

Как работают темные паттерны

Хотя раньше вы, возможно, и не слышали сам термин, вы наверняка видели бесчисленное количество примеров – и испытали на себе их действие. Речь не только про цвет и слова, Instagram это только один из примеров. В подобные схемы может входить все, что угодно:

  • Межстраничная реклама в приложениях, из которой вы не можете выйти, потому что “X” в правом верхнем углу слишком тусклый, чтобы его можно было увидеть;
  • Или же “крестик” настолько маленький, что вы случайно нажимаете на само объявление и попадаете на веб-сайт;
  • Точно так же – несколько разных значков “Х”, из которых действительно работающий появляется только через несколько секунд, а остальные ведут на рекламный сайт;
  • Поддельный таймер обратного отсчета на скидку или время согласиться на какое-либо предложение;
  • Большое всплывающее окно, призывающее вас подписаться на рассылку новостей веб-сайта с большой красной кнопкой «ПОДПИСАТЬСЯ», в то время как кнопка отказа намного меньше;
  • Кнопка отказа от чего-либо, которая пассивно-агрессивно подразумевает, что любой, кто ее нажимает, является ужасным человеком, который не заботится о том, чтобы экономить деньги или оставаться в курсе новостей (“нет, я не хочу узнавать самые свежие новости первым”).

Существуют и другие приемы, не столь очевидные, которые играют на других человеческих пороках. Например – лени. Веб-сайты сообщают вам, что их сайты используют файлы cookie, а затем просят вас «принять» условия. Обычно дать согласие можно путем нажатия на большой, заметный, ярко окрашенный значок. Однако если вы хотите отказаться от файлов cookie, вам придется выполнить поиск, перейти в меню настроек и отключить их вручную.

У большинства людей нет времени или желания вручную отключать cookies для каждого отдельного веб-сайта, который они посещают (если они вообще понимают, о чем их просят и что им нужно сделать). Поэтому они просто соглашаются.

Термин «темные схемы» придумал в 2010 году UX-дизайнер Гарри Бриннулль. Сейчас он является одним из главных борцов с подобными схемами и ведет собственный сайт https://www.darkpatterns.org, где скоро обещает выпустить несколько сотен примеров – своеобразную доску позора для сайтов, которые прибегают к таким уловкам.

Click to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вам может понравиться

Лидерство

Зачем постоянно пересматривать положительный фидбек? Когда вы помните, кто вы есть и кем вы совсем недавно были, вам проще стать тем, кем вы хотели...

Менеджмент

С первым же сокращением бюджета, ваш CEO непременно задается вопросом - “что для нас за последнее время сделал отдел маркетинга?” Сегодня мы расскажем, как...

Бизнес

Торговля биткоинами и раздача нормативных кредитов, а не продажи автомобилей, помогли Tesla получить рекордную прибыль. Всего через несколько месяцев под одной крышей Биткоин и...

Бизнес

Посмотрим правде в глаза: некоторые отрасли просто обречены на проблемы с привлечением внимания публики, вне зависимости от того, насколько хорош их брендинг. Особенно -...