Столкнувшись с ситуацией, которая требует быстрого решения проблемы, большинство руководителей предпочитают прибегнуть к старому доброму методу “командуй и контролируй”. И… часто они ошибаются.
Едва ли можно ожидать, что руководитель, который и так находится в условиях постоянного стресса, совершит прорыв в одиночку, верно? Более того, подобный подход часто приводит к тому, что мы просто оставляем нераскрытыми таланты членов собственной команды. Мы не пользуемся тем, что могло бы принести огромную пользу всем сразу.
Лучший выход из кризисной ситуации – это срочный совместный поиск решений.
Главная трудность заключается в необходимости выработать эффективное поведение и методы, которые ускорили бы взаимодействие. Для этого команда должна быть нацелена на развитие не только самого бизнеса, но и развития каждого сотрудника в отдельности.
Ваши сотрудники должны покорять вершины вместе, а не просто существовать в рабочих условиях.
Внутри коллектива, члены которого сотрудничество является скорее исключением, чем правилом, мы часто встречаем сопротивление и негодование по поводу принятых решений. В то же время команды, которые работают по принципу совместного принятия решений, процветают.
Да, все это звучит как огромный фактор риска, потенциальное болото компромиссов и уступок, но на деле – все совсем не так. Такие коллективы работают более эффективно, поскольку все члены команды разделяют друг с другом бремя ответственности за самые трудные решения.
Совместное решение проблем
Одним из признаков того, что команде с трудом удается сотрудничать, являются собрания, во время которых подчиненные просто отчитываются перед руководством.
Если ваши лучшие люди встречаются только для чтения отчетов, а не для решения проблем, вы впустую тратите самый ценный ресурс, который у вас есть.
Самый эффективный метод совместного решения проблем на самом деле можно вывести в цифры и четкие правила:
- Встречи длительностью от 60 до 90 минут, чтобы никто не успел заскучать;
- В процессе каждой встречи обсуждается только один наиболее актуальный для бизнеса вопрос.
- Каждый участник (как рядовой сотрудник, так и глава отдела) должен готовиться к встрече не в одиночку, а опираясь на данные и идеи своих подчиненных и коллег;
- Во второй половине собрания члены все должны разбиться на группы по три-четыре человека и провести небольшое обсуждение в таком формате. Внутри малых групп люди чувствуют себя увереннее. Это позволяет безболезненно отсеять самые слабые идеи.
- Всем сотрудникам должно быть известно, за кем останется последнее слово и кто примет окончательное решение. Иллюзии могут быть лишним раздражающим фактором.
Каждый должен понимать, что цель – не в том, чтобы все остались довольны, а в том, чтобы провести конструктивный диалог. Если ваша цель – это именно эффективное обсуждение, то едва ли найдется место для недовольства в случае, если одну идею предпочтут другой.
Срочное обсуждение в формате “удаленки”?
Да – и скажем спасибо ZOOM за новые возможности. Не надо никуда ходить, не надо бесконечно двигать стулья и ждать, пока все участники поднимутся по лестницам или проедут нужные этажи на лифте.
Удаленка – вовсе не повод для прекращения эффективного сотрудничества.
Для руководителя не должно быть большой разницы, видит он всех сотрудников внутри одного помещения, или каждый из них сидит у себя на диване. Чем более комфортными будут условия сотрудника – тем смелее он будет вести себя во время совещания и, возможно, выдаст самое неординарное решение проблемы, которое постеснялся бы высказать за общим круглым столом.
В любом случае, руководителю не стоит оставаться один на один с проблемами, которые угрожают бизнесу. Всегда стоит вспомнить, что сотрудники – как минимум – могут что-то предложить и дать новую пищу для размышлений. Это беспроигрышный вариант, если их идеи будут неподходящими – вы всегда сможете вежливо отклонить их. Если же решение окажется гениальным – вы будете только благодарны себе за то, что не постеснялись прибегнуть к помощи коллектива.